В Госдуму внесен проект закона «О развитии креативных (творческих) индустрий», который предполагает определение термина «креативная индустрия», кто может являться представителем, а также меры поддержки отрасли, сообщил РИАМО координатор рабочей группы по законодательному обеспечению развития креативных индустрий при комитете Госдумы по экономической политике, юрист, член московского отделения «Деловой России» Алексей Хижняк.
По словам Хижняка, в условиях поиска новых точек для роста для новой конкурентоспособности российской экономики обойти вниманием креативный сектор экономики практически невозможно. К нему относятся народно-художественные промыслы, кино, реклама, архитектура, музыка, промышленный дизайн и так далее.
«Это высоко маржинальная отрасль, которая связана с результатами творческой и интеллектуальной деятельности, при этом она наименее всего зависима от импорта товаров и комплектующих. Во многих развитых странах доля креативной отрасли в ВВП достигает 6-8%, у нас она пока на уровне 3%, но президентом поставлена задача довести до шести к 2030 году», - отметил Хижняк.
Эксперт добавил, что вопрос дизайна российской продукции являлся одним из приоритетных: это конкурентоспособность, и не только технологическое, но и визуальное преимущество.
«Креативная отрасль обратилась к Кравченко с запросом на консолидацию отрасли и разработку единого нормативного акта, который сможет стать базой, основой для дальнейшего масштабирования креативного сектора экономики в регионах. <…>. Создание рабочей группы в Государственной думе было неизбежно, и оно объединило 4 комитета, Федерацию креативных индустрий, Союз креативных кластеров, АНО «Креативная экономика», а также всех экспертов отрасли», - добавил Хижняк.
По словам депутата Госдумы Дениса Кравченко, перед ним и всей рабочей группой стояла задача описать, что такое креативная индустрия, вывести ее из тени, а на следующем этапе оказать поддержку, стимулирующую развитие этой сферы российской экономики.
«Мы провели большую работу, в ходе которой пришлось системно и структурно подойти к учёту интересов не одного, не двух, а полутора десятков отраслевых направлений креативного рынка. Над законом пришлось поработать дольше, чем мы планировали, и скажу откровенно - уже в июне этого года мы согласовали со всеми сторонами тот вариант, который устроил всех», - отметил Кравченко.
По итогам посещения выставки «Развитие креативной экономики в России» президентом рабочая группа решила дождаться перечня поручений, на основании которых в последующем внесли полноценный итоговый документ. Законопроект был доведен до ума рабочей группой и коллегами из Агентства стратегических инициатив.
«Наша задача – это дать законодательные рамки для креативных индустрий, новой отрасли, которая крайне востребована в регионах РФ. Например, в Подмосковье большое внимание уделяется поддержке народных художественных промыслов, об этом и губернатор Андрей Воробьев неоднократно упоминал и давал свое поручение», - добавил депутат.
В других регионах, по словам депутата, есть свои сильные стороны: у кого-то архитектура, у кого-то промышленный дизайн, у кого-то кино и так далее. В ближайшие год-два будет вестись наблюдение за правоприменительной практикой.
«После этого будем выносить точечные изменения в закон для того, чтобы выполнить поручение президента об увеличении доли креативных индустрий в ВВП России» - заключил Денис Кравченко.